Глубинная псевдоаналитика #2: успешный журналист

Глубинная псевдоаналитика потому зовется глубинной, что перед тем, как начать анализ, псевдоэксперт погружается в диван настолько глубоко, насколько это позволяет закон Гука.

Почему самый успешный журналист — это популярный блогер?

Пойдем от обратного. Если вас спросить, какие новости вы читаете, вы назовете агентства и редакции, но не авторов-новостников. Рерайт новостей — самая репетативная и механическая из журналистских видов деятельности, и она требует от журналиста максимального уничтожения собственной индивидуальности. «Журналиста не должно быть видно в его тексте» — прописная истина для любого хорошего новостника. И поэтому новостник, каким бы профессионалом он не был, отдает всю свою популярность редакции, и полностью от нее зависим. Уволят его — и он ноунейм, пускай и со стажем работы. Более того, эта сфера журналистики — первый кандидат на отмирание. Ведь с быстрым агрегированием и методичным рерайтом новостей до определенного процента уникальности гораздо быстрее справится какая-нибудь нейронная сеть. Нужен будет только редактор новостной службы, определяющий повестку, да пара корректоров, исправляющих косяки ИИ.

Медийность журналиста растет с долей его творчества в материале. Интервьюер придумал, как раскрутить гостя на интересные ответы — и получил свою долю персональной известности. Репортер показал свой интересный взгляд на событие — его заметили. Спецкор сделал расследование, и тут уже те самые новостники начинают его цитировать. Максимальной свободой творчества в рамках традиционной журналистики обладают два человека — ведущий эфира и приглашенный гость — лидер мнений. Ведущий сам архитектор своего эфира, и ограничен только заданным редакцией форматом и законом о СМИ. Приглашенный опинион-мейкер вообще может говорить, что хочет, но ограничен ведущим-интервьюером.

А что если совместить этих двух людей в одном? Если человек, умеющий хорошо и интересно говорить о чем-то, сам себе срежиссирует эфир, исходя из удобного для себя формата? Получится чисто блогерский продукт, качество которого полностью зависит от креатива и компетенций одного человека.

При этом блогеров вовсе не обязательно противопоставлять СМИ. Тот же Алексей Венедиктов в программе «Персонально ваш» — чистый блогер. Он — единоличный ведущий, он опинион-мейкер и он же главный реактор, то есть формат и ред. политику тоже определяет сам. В этот момент аудитории все равно, «Эхо Москвы» они слушают или что-то еще. Они слушают Венедиктова, целиком и полностью.

Но это редкий случай — главных редакторов, способных еще и к самостоятельно агрегировать аудиторию, я почти не знаю. Но с развитием интернета СМИ стало вовсе не обязательным атрибутом для распространения контента. Так что теперь, если вы не хотите делиться своей медийностью с какой-нибудь редакцией, вам вовсе не обязательно брать ее под контроль. Можно просто вести свой бложик, и тогда весь ваш успех будет зависеть только от вас, и вся заработанная медийность будет неотчуждаема. А медийность — это то единственное, что журналист может монетизировать (на что я тут и рассчитываю, в общем-то).

Именно поэтому какой-нибудь самый лучший журналист, работающий на СМИ, только выиграет от выхода из этого сотрудничества и станет еще и самым успешным. Если конечно успешностью считать возможность превращать любимое дело в чистую финансовую выгоду без каких-либо ограничений.

Поделиться
Отправить