2 заметки с тегом

образование

Пёрсонал экспириенс #1: журфак

Чем может быть полезен журфак?

Многие журналисты утверждают, что вообще ничем. Всему можно научиться быстрее и лучше на практике.

В целом, я разделяю такое мнение. Но так уж получилось, что в этом году я поступил на журналистику. И за три прошедших месяца я даже смог выделить три полезных эффекта от этого образования.

Во-первых, наш вуз дает возможность попробовать разные стороны профессии на практике и понять, насколько это вообще твое.

Во-вторых, связи. Для журналиста успех во многом заключается в обретении медийности и субъектности, на мой взгляд. И обрести их ноунейму могут помочь только связи. На нашем факультете преподает много людей с именем в индустрии, то есть возможность эти связи обрести напрашивается сама.

В-третьих, лично для меня важно развитие коммуникационных навыков. По-хорошему, они априори должны быть у журналиста. Но если они у тебя так себе, журфак заставит тебя над этим работать, и все изменится к лучшему.

Но важно сказать, что далеко не каждый российский вуз может такое предоставить. Практико-ориентированность все-таки очень медленно распространяется, и в большинстве вузов все еще превалирует совершенно бесполезная в этой профессии теория. А ценные связи во многом определяются престижностью вуза. Сомневаюсь, что в каком-нибудь региональном вузе средней руки преподаватели — все известные журналисты. Так что если и есть смысл в журфаке, то только в хорошем, как мне кажется.

2017   журналистика   личный опыт   образование

Глубинная псевдоаналитика #1: система образования

Глубинная псевдоаналитика потому зовется глубинной, что перед тем, как начать анализ, псевдоэксперт погружается в диван настолько глубоко, насколько это позволяет закон Гука.


Недавно я подумал, что наша система образования постоянно противоречит сама себе. Это видно на самых разных уровнях. И это привело к неожиданным выводам.

Достаточно задать простой вопрос: зачем ходить в школу? Чтобы учиться. То есть получать знания. В школе еще недавно можно было получать знания только от учителей или учебников, то есть опций было крайне мало. Если ты попробуешь на уроке почитать книжку, у тебя её, скорее всего, отберут — ведь не для того ты здесь, чтобы получать какие-то другие знания! С появлением смартфонов и мобильного интернета все стало еще интереснее — теперь в кармане каждый школьник носит доступ почти ко всем знаниям человечества. Неудивительно, что достать такой удобный источник знания на уроке — смертный грех.

Или, допустим, ты хочешь поступить в вуз, чтобы получать знания другого качества, более полезные для тебя. Чтобы сдать экзамены, ты нанимаешь репетиторов. И дальше ты наблюдаешь любопытнейшую борьбу школы с репетиторами, о которой я как-то раз даже писал на Меле.

Образовательная система хочет полной монополии над твоими знаниями, не позволяя получать его из других источников.


А зачем нам знания? Мне казалось, что для того, чтобы потом с их помощью зарабатывать на жизнь. Предположим, ты хорошо усваивал знания, и к 11-ому классу их стало достаточно, чтобы найти работу. Школа тут же заклеймит тебя позорным прогульщиком и бездельником, и даже попробует применить к тебе какие-то административные санкции. Не для того мы тебя 10 лет учили, чтобы ты теперь на себя работал!

И ровно то же самое можно наблюдать в университете, когда стажировка по профессии не поощряется, а наказывается в случае появления академической неуспеваемости.

Образовательная система хочет полной монополии над твоим временем, не позволяя тебе пользоваться полученными знаниями.


Итак, любая образовательная структура, даже самая либеральная и открытая, хочет полностью подчинить тебя себе, занять собой все твое время. Для системы образования не важны твои знания, и уж тем более не важна их реализация. Самоценность имеет только непрекращающийся процесс их получения и воспроизведения. Мы учимся, чтобы продолжать учиться.

При этом система образования очень успешно вкладывает в головы людей мнение о своей необходимости. Да кто тебя возьмет на работу без диплома? А школу не заканчивают только дворники, все знают. И монополия на знание, о которой мы рассуждали раньше, прекрасно обеспечивает насаждение этого стереотипа. Настолько прекрасно, что сами работодатели в это верят, когда требуют диплом о высшем. То есть документ, подтверждающий потраченные с очень низким КПД годы жизни и горы денег.

Ну а какой же интерес у всей этой образовательной системы? Конечно коммерческий, как и вообще любой корпоративный интерес в принципе. Наши несчастные 3,5% бюджета — это все еще огромная сумма, достаточная, чтобы прокормить эту систему. Поэтому государство становится в один ряд с учащимися и работодателями, пока оно верит в важность системы и пока ее кормит.

А что случится, если вдруг все научатся пользоваться гуглом, общаться с нужными людьми и мотивировать себя какими-то рациональными методами? Надобность в глобальной системе просто отпадет, причем станет лучше всем ее клиентам. Школьники-студенты будут экономить время, деньги и здоровье, работодатели будут отбирать персонал только по навыкам, максимально повышая эффективность работы, а государство избавится от целой статьи в бюджете. Плохо будет только тому огромному классу населения, который за счет этой системы живет.

И то не всем. Те, кто обладают реально полезными навыками, легко реализуют себя в рыночных условиях. Ведь для развития отдельных навыков все еще будут требоваться какие-то структуры, но это будут чисто рыночные образования, со своими прайс-листами и пиар-кампаниями.

Морали у сей басни целых две.

Во-первых, не переживайте, если у вас не складываются отношения с этой образовательной системой.

Мой друг, вместо того, чтобы готовиться к ЕГЭ, как все нормальные одиннадцатиклассники, пошел и попытался найти своим навыкам применение. Причем навыкам, которые, я замечу, школой обеспечены практически не были. В результате мы, нормальные одиннадцатиклассники, поступили в хорошие вузы на бюджет. Он сдал ЕГЭ намного хуже, и теперь учится на платном. Зато он смог так умело реализовать свои навыки, что за этот год из полного ноунейма превратился в известного в своей сфере человека. И спокойно за два-три месяца зарабатывает на год обучения в одном из самых дорогостоящих вузов страны. А если захочет — вообще уйдет из вуза. Он уже, в принципе, добился того, о чем бакалавры с красными дипломами только мечтают.

Во-вторых, следующее глобальное изменение в жизни общества произойдет именно с образованием.

По крайней мере на данный момент, как мне кажется, это наиболее назревшая проблема. До распада института государства, все-таки, еще очень далеко. А вот общая и обязательная государственная система образования в некоторых наиболее развитых странах уже понемногу начинает разлагаться. Или, по крайней мере, сильно теряет популярность. Мне кажется, это будет большой шаг вперед. Историческая... вещь, так сказать.

2017   аналитика   образование